Главная » Статьи » История » Открытые уроки

Русь и Орда
Тема урока: Русь и Золотая Орда. 6 класс.

Цель урока. Определить формы зависимости Руси от Орды и последствия этого явления.
Задачи урока.
Образовательные:
• выявить политические и экономические факторы зависимости Руси от Золотой Орды.
Развивающие:
• продолжить формирование умений ставить учебную цель;
• продолжить формирование учебно-логических умений, навыков работы с источником.
Воспитательные:
• дать оценку духовного состояния русского народа в период ордынского владыче-ства.

Оборудование урока: карта, атласы, компьютер, медиапроектор, раздаточный материал с источниками и заданиями, мультивидео из цикла «История государства Российского». Серия 80. Записи монаха Карпини.

Тип урока. Изучение новой темы с элементами исследования.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся по темам «Татаро-монгольское нашествие» и «Борьба с немецкими рыцарями и шведскими феодалами».
Учитель. Какой век в истории России мы изучаем и каким он был для наших предков?
Работа с картой:
• Ученик должен показать направления походов Батыя на русские земли и кратко описать последствия этих походов.
• Ученик показывает территории, из-за которых воевали новгородцы со шведами и немцами, называет и показывает места сражений.
Вопросы классу:
• Почему на юго-востоке не удалось отразить нашествие монголов, а на северо-западе были одержаны победы?
• В чем проявился полководческий талант Александра Невского? Ученик отвечает, используя карту и схемы сражений в атласе.
3. Переход к изучению новой темы.
Перед началом работы объявляется домашнее задание, расположенное на доске под картинками. Право первыми выбрать индивидуальное задание и на память картинку получат те, кто наиболее активно будет работать на уроке.
Учитель. Мы выяснили, что русские княжества не могли противостоять агрессии с двух сторон в силу своей слабости. И если Новгородской земле удалось отразить агрессию, то южные и северо-восточные земли Руси были разорены монголами, которые создали на границах с Русью свое государство – Золотую Орду.
Обращается внимание учеников на тему урока (слайд 1)
Вопрос к классу:
• Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке исходя из названия темы?
Учитель обобщает ответы учащихся и формулирует цели урока (слайд 2).
• К чему обращаются исследователи, чтобы получить достоверные знания о про-шлом …. (Ответ учеников - к источникам.)
• Давайте и мы сегодня попытаем себя в роли исследователя. На парте у вас разда-точный материал с источниками и таблицами, куда мы будем заносить добытую в ходе работы информацию.

Учитель знакомит обучающихся с правилами работы с раздаточным материалом и источ-никами. В течение урока анализируются источники и одновременно заносится получен-ная информация в таблицы приложений 2 и 3.

4. Изучение новой темы.
Сегодня мы уже говорили о начале вторжения завоевателей с Востока. Давайте погру-зимся в эту эпоху и представим через что пришлось пройти нашим предкам в то суровое время, проследим под бряцание оружия опустошительного набега завоевателей масшта-бы разорения земли русской
Слайд 3, удары мечей (звуковой файл).
Краткий рассказ учителя о создании государства Золотая Орда по соседству с рус-скими землями. Сложилась система зависимости. В чем она заключалась и какие имела последствия для Руси? Это и предстоит нам выяснить.
Слайд 4 На слайде иллюстративный ряд с миниатюрами, повествующими о периоде борьбы с нашествием монголо – татар.

Учитель. Работа с какими источниками нам предстоит? Работая с источниками, заполняем таблицу, которая затем будет доступна на слайде 8 для самоконтроля.
Слайд 5,6 При помощи интерактивной ленты знакомимся с каждым источником отдельно.

Динамическая пауза.

Работа с источниками
Работая с источником, не забываем делать записи в приложениях 2 и 3.
Переход к работе с каждым следующим источником сопровождается действием на инте-рактивной ленте.

 Источник «Повесть о житии Александра Невского». Какую информацию мы мо-жем почерпнуть из этого источника, чтобы ответить на вопросы урока? (воинская повинность). Какие черты личности князя Александра мы можем отметить? (вер-ность православной вере, храбрость).
 Источник. Плано Карпини и Ала – ад – Дин. Что общего находим в этих источни-ках? (военная повинность). Что новое мы узнаем? Что вас удивило? Заполняем прил. 2 и 3. Показ мультивидео из цикла «История государства Российского». Се-рия 80. Записи монаха Карпини. (при наличии времени).
 Лаврентьевская летопись. Что общего вы нашли с предыдущими источниками? Обратите внимание на то, что в иноземных источниках присутствует информация, которая сходна с тем, что изложено русскими летописцами. Заполняем прил. 2 и 3.
 Учебник, с. 120. Фольклорный источник «Народная песня о Баскаке Щелкане». О чем здесь речь? (о видах налога). Можем ли мы пользоваться подобными источни-ками для получения достоверных знаний?

Теперь попробуем ответить на вопрос: в чем заключалась власть Орды над русскими зем-лями?
Слайд 7 Заполнение приложения 2.

Сверяем свою работу с информацией на слайде 8.

Система зависимости русских земель от Золотой Орды
Политическая зависимость Экономическая зависимость
Получение князьями ярлыка на княжение
Ярлык на Великое княжение
Поездки князей в Орду (унижение, убийст-во)
Надзор со стороны ханских послов - баска-ков
Вмешательство в управление княжествами
Участие княжеских дружин в татарских по-ходах Ежегодная дань «Ордынский выход»
Другие платежи – всего 14 видов даней
Грабежи, увод людей в рабство

Задание классу: опираясь на полученные знания о системе зависимости русских земель, заполните таблицу в прил. 2 «Последствия зависимости».
Слайд 10. Подведем итог, сравнивая результаты.

Последствия зависимости русских земель от Золотой Орды
политические экономические духовно-культурные

поддержание на Руси раз-дробленности; зависимость власти Великого князя от воли хана;
уязвимость Руси от внешней угрозы.


разорение русских земель их запустение, упадок земледе-лия;
разорение городов, упадок ремесел и торговли; ослаб-ление торговых путей и свя-зей с Европой.

оскорбление, подавление русских людей, угон в раб-ство;
разрушение храмов, унич-тожение в огне икон, книг;
утрата многих видов искус-ства.

Каждое положение таблицы появляется на экране по щелчку.
В ходе работы выделяем новые слова (ярлык, баскаки) и затем записываем их в табл.прил.3. (слайд 9 иллюстрирует понятие баскаки).

Итог урока
Возвращаемся к целям урока (слайд 2) и определяем, достигнуты ли они.
Зачитываем записи в прил.3. Делимся впечатлениями.

С какими словами вы бы обратились к людям, жившим в то время?

Домашнее задание (§14) или задание на выбор по карточке, выставление оценок.
Задания, записанные на обратной стороне карточки.
1.Какой след оставила Золотая Орда на территории нынешней Саратовской обл.?
2. Сравни вооружение русских и ордынских воинов.
3.Что на Руси было безвозвратно утрачено в результате продолжительного угнетения со стороны Золотой Орды (ремесла, памятники культуры …)?
4. Какие татарские слова вошли в русский обиход и какие нововведения оставили след в русской истории?

Источник: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/04/26/rus-i-ordaurok-v-6-klasse
Категория: Открытые уроки | Добавил: LV10 (22.03.2016) | Автор: Любовь Владимировна
Просмотров: 556 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar